В статье рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования изъятия у собственников земель сельскохозяйственного назначения, которые не используются по целевому назначению, или используются с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

 

В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации в декабре 2015 года Владимир Путин, обозначив необходимость введения в оборот миллионов гектаров пашни, предложил изымать у недобросовестных владельцев сельскохозяйственные земли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе тем, кто хочет и может эту землю возделывать.

Учитывая, что ежегодное послание Президента Российской Федерации является документом стратегического планирования, разрабатываемым
в рамках целеполагания на федеральном уровне, оно задает соответствующие приоритеты в социально-экономическом развитии и обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.

Следует отметить, что пунктом 54 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, установлено, что обеспечение продовольственной безопасности осуществляется в том числе за счет повышения плодородия почв, предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

В связи с этим, при выявлении у недобросовестных собственников земельных участков, не используемых ими по назначению, последующее изъятие простаивающих земель для целей предотвращения истощения и сокращения площадей сельскохозяйственных земель и пахотных угодий будет соответствовать интересам национальной безопасности страны.

В данном случае речь идет о землях сельскохозяйственного назначения, которыми в соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Следует отметить, что при условии конституционного установления единства экономического пространства, признания и защиты равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также конституционного принципа неприкосновенности частной собственности, в Конституции Российской Федерации предусмотрено соответствующее условие изъятия имущества: согласно части 3 статьи 35 Конституции Российской Федерации «никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда».

В этой связи судебный порядок является обязательным при осуществлении принудительного изъятия земельных участков, что гарантирует защиту от неправомерных посягательств на какие-либо имущественные отношения.

Указанная в Конституции Российской Федерации нормативно-правовая основа находит свое отражение в нормах гражданского и земельного законодательства, регулирующих вопросы изъятия земель.

Так, статьями 284 и 285 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривается возможность изъятия земельных участков у собственников: как земель, которые не используется по целевому назначению, так и земель, используемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон №  101-ФЗ) более подробно раскрыты критерии нарушения требований законодательства и неиспользования земли по целевому назначению.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона № 101-ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.

Согласно приведенной норме основным условием принудительного изъятия земли является ее недобросовестное использование, которое повлекло нанесение вреда окружающей среде (негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов), или существенное снижение ее плодородия.

Определение существенного снижения плодородия земли осуществляется согласно соответствующим критериям, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. №  612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Следует учесть, что существенным снижением плодородия земель сельскохозяйственного назначения будет является изменение числовых значений минимум трех из пяти критериев, приведенных в следующей таблице:

Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. № 612

п/п

Вид критерия

Изменение значения

1.

Снижение содержания органического вещества в пахотном горизонте 

на 15 % или более

2.

Снижение кислотности (pHKCI) в кислых почвах

на 10 % или более

3.

Повышение щелочности в щелочных почвах (pHН2О)

на 10 % или более

4.

Снижение содержания подвижного фосфора (мг/кг почвы)

на 25 % или более

5.

Снижение содержания обменного калия (мг/кг почвы)

на 25 % или более

Также следует учесть, что Земельным кодексом Российской Федерации на землепользователей, землевладельцев, собственников и арендаторов земельных участков накладываются обязательства по проведению мероприятий по воспроизводству плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, и иными растениями.

Кроме случаев изъятия земельного участка, используемого с нарушением установленных требований, законодательством предусмотрена возможность изъятия земельного участка, который не используется для целей сельского хозяйства.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона №  101‑ ФЗ земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В отношении предельного трехгодичного срока неиспользования земельного участка следует отметить, что в указанный срок не включается период, когда земельный участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Неиспользование земельного участка для целей сельского хозяйства определяется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации». Неиспользование земельного участка подтверждается наличием минимум одного из приведенных признаков:

на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;

на сенокосах не производится сенокошение;

на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 % площади земельного участка;

на пастбищах не производится выпас скота;

на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;

залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15  % площади земельного участка;

залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 %;

закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20 % площади земельного участка.

При этом есть и исключения. В соответствии с частями 2 и 3 статьи 6 Федерального закона №  101-ФЗ обозначенный порядок изъятия земель не распространяется на земельный участок, являющийся предметом ипотеки, и земельный участок, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве.

Необходимо учитывать, что изъятие земельного участка является самой крайней мерой воздействия на недобросовестного собственника, которой предшествует судебное разбирательство и работа территориальных органов Россельхознадзора, осуществляющих государственный земельный надзор.

Примером можно привести Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21 декабря 2016 г. по делу №  А41-24826/16, которым оставлено без изменения решение суда первой инстанции об изъятии для продажи с публичных торгов в связи с неиспользованием земельного участка, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью (ответчику). Согласно материалам дела, с момента проведения акта планового осмотра земельного участка в 2012 году в адрес ответчика в период с 2013 по 2015 годы Управлением Россельхознадзора по городу Москва, Московской и Тульской областям направлено 7 предписаний об устранении выявленных правонарушений, неисполнение которых послужило основанием для обращения в суд.

Собственнику земельного участка предоставляется возможность устранить выявленные нарушения законодательства Российской Федерации в отношении земельного участка после назначения административного наказания. В случае добровольного устранения выявленных нарушений обращение в суд для принудительного изъятия земельного участка не осуществляется.

Также следует отметить, что при отсутствии возможностей самостоятельной обработки земли собственник земельного участка для избежания административной ответственности имеет право предоставить его в аренду для использования в целях сельскохозяйственного производства.

Следует учесть, что изъятие земельных участков осуществляется не только в отношении земли, находящейся на праве собственности в частных руках. Земельным кодексом Российской Федерации также установлен порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации.

 

В заключение следует отметить, что реализация обозначенных мер по изъятию земельных участков у недобросовестных собственников, как элемент принудительного стимулирования, уравновешивает сложившуюся систему поддержки и развития отечественного сельского хозяйства, а также обеспечивает развитие аграрного сектора экономики путем ввода в оборот изъятых земельных участков.