Представленный материал содержит нормы законодательства Российской Федерации, посвященные применению административной, гражданской и уголовной ответственности к собственникам земельных участков сельскохозяйственного назначения при нарушении ими обязательных требований земельного законодательства.

  

Начальник отдела экспертно-правовой работы ФГБУ «ФЭПЦ АПК» Буткеев И.В.

 

Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия
и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Правоотношения по использованию земельных участков в Российской Федерации регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации (далее – Гражданский кодекс, Земельный кодекс соответственно), Федеральным законом от 24 июля 2002 г.
№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и иными нормативными правовыми актами.

Согласно ст. 3 Земельного кодекса земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Основы ответственности за нарушения в области охраны и использования земель установлены в одноименной главе 13 Земельного кодекса, которая остается неизменной с 2014 года.

Главой 13 Земельного кодекса устанавливается ответственность в области охраны и использования земель, основанием для наступления которой является совершение виновным лицом определенного правонарушения: дисциплинарного проступка (пункт 1 статьи 75 Земельного кодекса), административного правонарушения или преступления (пункты 1 и 2 ст. 74 Земельного кодекса). Кроме того, привлечение к ответственности лиц, являющихся виновными в совершении земельного правонарушения, не освобождает их от приведения земельных участков в пригодное для использования состояние (пункт 3 статьи 76 Земельного кодекса).

В отношении данной главы Земельного кодекса следует отметить, что аналогичные нормы содержаться также в статье 75 Федерального закона
от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.

Необходимо отметить, что статьей 3 Земельного кодекса установлено, что
в случаях если земельные отношения не урегулированы земельным законодательством, то к ним применяется законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране
и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды,
об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях
и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

В отношении ответственности, применяемой к собственникам земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения при нарушении требований земельного законодательства, необходимо обратить внимание на особый статус указанных земель и их правовую защиту.

Согласно пункту 1 статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

В соответствии со статьей 78 Земельного кодекса земель сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства).

Также в составе земель сельскохозяйственного назначения особой статусом наделяются сельскохозяйственные угодья, к которым относятсяпашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими) (статья 79 Земельного кодекса).

Собственники земельных участков в соответствии с пунктом 2 статьи 13 Земельного кодекса обязаны проводить мероприятия по:

1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 13 Земельного кодекса мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с Земельным кодексом, Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Статьей 42 Земельного кодекса установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом
и федеральными законами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 16 июня 1998 г.
№  101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрены обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения по соблюдению стандартов, норм, нормативов, правил и регламентов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных
и противоэрозионных мероприятий.

Несоблюдение перечисленных и иных установленных Земельным кодексом и другими федеральными законами обязанностей и требований земельного законодательства ведет к наступлению соответствующей юридической ответственности.

Использование земельного участка не по целевому назначению
в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель
и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях является административным правонарушением согласно статье 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 статьи 8.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 10 000 рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20  000 рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 10  000 до 25 000 рублей; на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100  000 до 200 000 рублей.

В соответствии с частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного Федеральным законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 статьи 8.8 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 % кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее 3 000 рублей; на должностных лиц - от 0,5 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее 50 000 рублей; на юридических лиц - от 2 до 10 % кадастровой стоимости земельного участка, являющегося предметом административного правонарушения, но не менее 200  000  рублей.

В соответствии с частью 2.1 статьи 8.8 КоАП РФ неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 2 000 рублей; на юридических лиц - от 1 до 6 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 8.8 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 50  000 рублей; на должностных лиц - от 100 000 до 200 000 рублей; на юридических лиц - от 200  000 до 400 000 рублей.

Правонарушения в области порчи земель предусмотрены также статьей 8.6 КоАП РФ и статьей 254 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8.6 КоАП РФ самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1  000 до 3 000 рублей; на должностных лиц - от 5 000 до 10  000 тысяч рублей; на юридических лиц - от 30  000 до 50  000 рублей.

Согласно части 2 статьи 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения
с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей
и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3  000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 10  000 до 30  000 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20  000 до 40  000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от 40  000 до 80  000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с частью 1 статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения
с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании
и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере до 200  000 рублей или
в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период
до 18 месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.

Согласно части 2 статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации
те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Деяния, предусмотренные частью 1 или частью 2 статьи 254 Уголовного кодекса Российской Федерации, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.

Также, административная ответственность предусмотрена за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю.

Так, в соответствии со статьей 7.1. КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 5  000 рублей; на должностных лиц - от 1,5 до 2 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 20  000 рублей; на юридических лиц - от 2 до 3 % кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 100 000 рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 5  000 до 10 000 рублей; на должностных лиц - от 20 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

Кроме того, одной из мер ответственности за нарушение требований земельного законодательства, направленной на обеспечение правомерного
и рационального использования земель, является принудительное изъятие земельного участка.

В соответствии со статьей 285 Гражданского кодекса и статьями 45, 46 Земельного кодекса установлено, что принудительное прекращение права собственности и иных прав на землю наступает за использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.

Право собственности на землю может быть принудительно прекращено, если участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (статья 284 Гражданского кодекса). В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Согласно пункту 2 статьи6Федеральногозаконаот24июля2002г.
№ 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка,
в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве) принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если участок используется с нарушением установленных законодательством требований, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде.

Соответствующие критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. № 612.

Всоответствииспунктом3статьи6Федеральногозаконаот24июля2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве), принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на земельный участок он не используется для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

Признаки неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Исчерпывающий перечень признаков неиспользования земельного участка для ведения сельскохозяйственного производства утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной
с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

 

Материалы подготовлены по состоянию на 28 декабря 2017 г.

 

При подготовке настоящего обзора были использованы следующие источники:

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;

Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 г. №  612 «Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;

 

постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. №  369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».