Владимир Путин подписал Федеральный закон Российской Федерации № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон принят Государственной Думой 10.06.2014 года и одобрен Советом Федерации 18.06.2014 года.

Принятые изменения в Земельный кодекс Российской Федерации направленны на ограничение прав публичных собственников, связанных с распоряжением земельными участками, порядка продажи и передачи в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

  В принятых изменениях закреплена возможность выделения земельных участков в целях комплексного освоения не только для жилищного, но и иных видов строительства, в т. ч. социального.

Ранее, при предоставлении земельного участка для строительства предварительно проводилось согласование места размещения объектов. Земельный участок подлежит передаче либо в аренду, либо в постоянное (бессрочное) пользование. 

В принятых изменениях указано, что лица, которым земельные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, не вправе распоряжаться такими земельными участками, за исключением случаев заключения соглашения об установлении сервитута и передачи земельного участка в безвозмездное пользование гражданину в виде служебного надела в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.

Принятыми изменениями также предусмотрено, что сервитут может устанавливаться для размещения и эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием.

Установлена также возможность предоставления участков для индивидуального жилищного строительства, ведения дачного хозяйства и садоводства в индивидуальном порядке, а не только через некоммерческие объединения граждан.

В определенных случаях допускается обмен государственных и муниципальных участков на землю, которая находится в частной собственности. Это возможно, если последняя изымается для государственных или муниципальных нужд. Либо когда частная земля предназначена (согласно проектам планировки и межевания территории) для размещения социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры или если на ней соответствующие объекты уже расположены.

Возможность органов государственной власти и местного самоуправления обмена земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности необходимо для реализации крупных проектов по развитию территорий, что позволит уменьшить необходимость изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Земельные участки предоставляются без проведения торгов только для возведения важных инфраструктурных объектов, для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства и в других, строго определенных случаях. 

В частности, установлены обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления выставлять на торги свободные земельные участки на основании заявлений граждан и юридических лиц и по начальной цене равной кадастровой стоимости участка. Исключение - если они зарезервированы для государственных или муниципальных нужд, ограничены в обороте и т. п.

Принятыми изменениями предусмотрен универсальный подход к определению права, на котором земельные участки будут предоставляться для строительства. Участок нельзя будет продать, если основным видом его разрешенного использования является строительство зданий и сооружений. 

Данное правило должно применяться независимо от того, приобретается земельный участок в рамках аукциона или без его проведения. 

Публичные собственники будут вправе проводить аукцион в электронной форме. Принятыми изменениями не разъясняются отличия электронного аукциона от обычного, однако указывается следующее: извещение о проведении аукциона в электронной форме можно будет не публиковать.

В качестве начальной аукционной цены участка используется кадастровая стоимость. Информацию о наличии свободной земли органы обязаны публиковать на официальных сайтах.

Предусмотрены и несколько исключений из этого правила. 

Застройщики - юридические лица и индивидуальные предприниматели смогут купить государственный или муниципальный участок, только если он выделен из участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории. В таком случае приобрести участок в собственность смогут только лица, заключившие договор о комплексном освоении территории.

Принятые изменения предусматривают также основания передачи участка в аренду без аукциона. Это касается, в частности, передачи участка в аренду для размещения отдельных объектов (промышленности, транспорта и т.д.). Однако такая передача будет возможна по решению Президента Российской Федерации, или Правительства Российской Федерации, или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

Прописана процедура отчуждения объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен. Такой объект изымается у собственника по решению суда путем продажи с публичных торгов. 

Исключение - если собственник докажет, что нарушение срока строительства связано с действиями (бездействием) органов или лиц, эксплуатирующих инженерно-технические сети, к которым должен быть подключен объект. Вырученные на торгах деньги выплачиваются бывшему собственнику объекта.

Принятыми изменениями установлено - права на земельные участки, предоставляемые из государственной и муниципальной собственности, возникают, в том числе на основании:

- решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно;

- соглашения об установлении сервитута в случае его установления.

Земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям и центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий.

 Отметим, что принятыми изменениями введена регламентация порядка предоставления земельных участков, устанавливаются сроки принятия всех решений, состав необходимых документов, основания для отказа в предоставлении недвижимости.

Продажа земельных участков, а также заключение договоров аренды земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности, будет осуществляться исключительно на торгах, проводимых в форме аукционов. 

До 2020 года продлевается действие законов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, для отказа в проведении аукциона на основании заявления заинтересованного лица и для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов.

Также расширилось возможность бесплатного предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства гражданам, работающим по некоторым специальностям в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации. 

Одним из основных нововведений является возможность обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности.

В соответствии со статьей 35 закон вступает в силу с 01.03.2015 г., за исключением отдельных положений, вступивших в силу со дня официального опубликования, для которых предусмотрены иные сроки.  

 

Специалисты ФГБУ «ФЭПЦ АПК» полагают, что положения принятых изменений в Земельный кодекс Российской Федерации направлены на формирование благоприятного правового, социального и информационного поля в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.