Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении законопроект, вносящий изменения в процедуру банкротства сельскохозяйственных организаций. Согласно внесенным поправкам, неотъемлемым условием подачи в арбитражный суд заявления о признании сельскохозяйственной организации банкротом является наличие требований к данной организации, в совокупности составляющих не менее чем 500 тысяч рублей (напомним, что ранее долговой порог составлял 100 тысяч рублей).

Законопроект устанавливает некоторые новые правовые механизмы внешнего управления сельскохозяйственной организацией арбитражным судом. Вводится понятие производственно-технологического комплекса сельскохозяйственной организации, который выставляется единым лотом при продаже арбитражным управляющим имущества сельскохозяйственной организации–должника. При этом устанавливается, что первоочередным правом приобретения имущества находящейся в состоянии банкротства организации наделены иные сельскохозяйственные организации, крестьянские (фермерские) хозяйства, расположенные в данной местности, а также соответствующие субъект Российской Федерации и орган местного самоуправления.

 

Потенциальный охват общественных отношений данными нормами, как отмечают эксперты ФГБУ «Правовой центр АПК», весьма широк. Так, по официальным данным Минсельхоза России, 78% сельскохозяйственных организаций имеют кредиторскую задолженность на уровне примерно 500 тысяч рублей на одну организацию. Таким образом, все они подпадают под процедуру банкротства, в том числе в рамках действующего законодательства.

 

Второе чтение законопроекта, по словам заместителя председателя Комитета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по аграрным вопросам Надежды Школкиной, может состояться в мае текущего года. Специалисты ФГБУ «Правовой центр АПК» считают данный законопроект своевременным и потенциально эффективным для оптимизации юридической процедуры банкротства хозяйствующих субъектов в агропромышленной сфере. Повышение «порога банкротства» внесет свой вклад как в совершенствование финансового менеджмента на аграрных предприятиях, так и в их защиту от недружественных поглощений. Более четкое очерчивание процедуры конкурсного производства и определение круга лиц, наделенных преимущественным правом покупки имущества ликвидируемой организации, в свою очередь, будет содействовать сохранению имущественных комплексов сельскохозяйственных предприятий и концентрации собственности у эффективных игроков отечественного аграрного сектора.