Настоящий обзор подготовлен начальником отдела законопроектной и нормативной работы ФГБУ «ФЭПЦ АПК» Евлаховым С.В.

Предметом настоящего обзора информационно-правового характера является исследование правовых основ ведения сельского хозяйства в лесах, закреплённых в законодательстве Российской Федерации.

 

Ведение сельского хозяйства в лесах как самостоятельный вид использования лесов появилось в законодательстве Российской Федерации с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации 

от 4 декабря 2006 г. №  200-ФЗ (далее – Лесной кодекс).

Ранее действовавшие Лесной кодекс Российской Федерации
от 29 января 1997 г. №  22-ФЗ (далее – Лесной кодекс 1997 г.), Основы лесного законодательства Российской Федерации, введённые в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 6 марта 1993 г. №  4616-1 (далее – Основы лесного законодательства),
а также Лесной кодекс РСФСР, утверждённый Законом РСФСР
от 8 августа 1978 г. (далее – Лесной кодекс РСФСР), предусматривали:

побочные лесные пользования - сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, орехов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и чакана (пункт 4 статьи 46 Лесного кодекса РСФСР);

побочные лесные пользования (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, грибов, ягод, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, подстилки и опавшего листа, камыша, куги и рогоза и другие виды побочных лесных пользований) (пункт 4 статьи 25 Основ лесного законодательства);

побочное лесопользование (сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, заготовка древесных соков, заготовка и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пищевых лесных ресурсов, лекарственных растений и технического сырья, сбор мха, лесной подстилки и опавших листьев, камыша и другие виды побочного лесопользования, перечень которых утверждался федеральным органом управления лесным хозяйством) (статья 80 Лесного кодекса 1997 г.).

Нормой, содержащейся в части 1 статьи 38 действующего Лесного кодекса, установлено, что под ведением сельского хозяйства в лесах понимаются:

-  сенокошение;

-  выпас сельскохозяйственных животных;

-  пчеловодство;

-  северное оленеводство;

-  товарная аквакультура (товарное рыбоводство);

-  выращивание сельскохозяйственных культур;

-  иная сельскохозяйственная деятельность.

Согласно части 2 статьи 38 Лесного кодекса на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускаются размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек, в том числе предназначенных для осуществления товарной аквакультуры (товарного рыбоводства).

Использование лесов для ведения сельского хозяйства гражданами и юридическими лицами осуществляется на основании договоров аренды лесных участков (часть 3 статьи 38 Лесного кодекса).

В соответствии с частью 3.1 статьи 38 Лесного кодекса в случаях, определённых Земельным кодексом Российской Федерации и
Гражданским кодексом Российской Федерации для использования лесов гражданами в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд, лесные участки предоставляются в безвозмездное пользование или на основании сервитута.

В развитие положений части 4 статьи 38 Лесного кодекса приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации
от 21 июня 2017 г. №  314 утверждены Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства (далее также - Правила), которые вступили в силу в сентябре 2017 г.

Ранее ведение сельского хозяйства в лесах регулировалось Правилами использования лесов для ведения сельского хозяйства, утверждёнными приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 декабря 2011 г. №  509, которые пришли на смену Правилам использования лесов для ведения сельского хозяйства, утверждённым приказом МПР России
от 10 мая 2007 г. №  124.

Пункт 2 действующих Правил содержит запрет на ведение сельского хозяйства:

1)  в лесах, расположенных в водоохранных зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства (пункт 3 части 1 статьи 104 Лесного кодекса). Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации  водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озёр, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. Параметры водоохранных зон указаны в данной статье Водного кодекса Российской Федерации. На местности установление границ водоохранных зон осуществляется в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос
водных объектов, утверждёнными постановлением Правительства
Российской Федерации от 10 января 2009 г. №  17;

2)  в лесопарковых зонах (пункт 3 части 3 статьи 105 Лесного кодекса).
В соответствии с подпунктом «в.1» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса лесопарковые зоны являются разновидностью лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и являются защитными лесами. Границы лесопарковых зон устанавливаются в порядке, предусмотренном Положением об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зелёных зон, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации
от 14 декабря 2009 г. №  1007 (далее – Положение №  1007);

3)  в зелёных зонах, за исключением сенокошения и пчеловодства. Также в зелёных зонах запрещено возведение изгородей в целях сенокошения и пчеловодства (пункт 2 части 5 статьи 105 Лесного кодекса).
В соответствии с подпунктом «в» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса зелёные зоны являются разновидностью лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и являются защитными лесами. Границы зелёных зон устанавливаются в порядке, предусмотренном Положением №  1007;

4)  в городских лесах (часть 5.1 статьи 105 Лесного кодекса).
В соответствии с подпунктом «г» пункта 3 части 2 статьи 102 Лесного кодекса городские леса являются разновидностью лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, и являются защитными лесами. В соответствии пунктом 24 Лесоустроительной инструкции, утверждённой приказом Рослесхоза от 12 декабря 2011 г. №  516 (далее – Лесоустроительная инструкция), к городским лесам относятся леса, расположенные на землях населенных пунктов;

5)  на заповедных лесных участках (часть 2 статьи 107 Лесного кодекса). Заповедные лесные участки относятся к особо защитным участкам лесов в соответствии с пунктом 4 части 3 статьи 102 Лесного кодекса. Границы заповедных лесных участков определяются в соответствии с Лесоустроительной инструкцией;

6)  на особо защитных участках лесов, указанных в части 2 статьи 107 Лесного кодекса, за исключением сенокошения и пчеловодства (часть 2.1 статьи 107 Лесного кодекса). В соответствии с частью 4 статьи 102 Лесного кодекса особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах.

Кроме того, пунктом 2.1 Правил предусмотрен запрет на распашку земель, выпас сельскохозяйственных животных и организацию для них летних лагерей, ванн в границах прибрежных защитных полос.

Лесным законодательством для лиц, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, в том числе, для ведения сельского хозяйства, установлена обязанность по составлению проекта освоения лесов (часть 1 статьи 88 Лесного кодекса).

Требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов установлены в Составе проекта освоения лесов и порядке его разработки, утверждёнными приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. №  69.

Также к обязанностям граждан и юридических лиц, использующим леса для ведения сельского хозяйства, относится исполнение лесохозяйственных регламентов (часть 6 статьи 87 Лесного кодекса).

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений, утверждён приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 г. №  72.

Пунктом 7 Правил установлено, что невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком.

В соответствии с пунктом 8 Правил использование лесов для ведения сельского хозяйства может ограничиваться в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 27 Лесного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 9 Правил предусмотрена особенность, согласно которой Правила применяются во всех лесных районах Российской Федерации (кроме северного оленеводства). Северное оленеводство осуществляется в лесных районах, расположенных в лесорастительной зоне притундровых лесов и редкостойной тайги и таёжной лесорастительной зоне Российской Федерации.

Права граждан и юридических лиц, использующих леса для ведения сельского хозяйства, перечислены в пункте 10 Правил и предусматривают право:

-  осуществлять использование лесов в соответствии с условиями договора аренды лесного участка (договора безвозмездного срочного пользования);

-  создавать согласно части 1 статьи 13 Лесного кодекса лесную инфраструктуру, в том числе лесные дороги;

-  размещать согласно части 2 статьи 38 Лесного кодекса на предоставленных лесных участках ульи и пасеки, возводить изгороди, навесы и другие временные постройки.

Пунктом 11 Правил установлено, что граждане и юридические лица, использующие леса для ведения сельского хозяйства, обязаны, помимо вышеуказанной обязанности по составлению проектом освоения лесов:

-  осуществлять меры санитарной безопасности в лесах, в том числе санитарно-оздоровительные и профилактические мероприятия по защите лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-  соблюдать условия договора аренды лесного участка (договора безвозмездного пользования);

-  соблюдать требования пункта 13 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. №  417, а именно:

а)  хранить горюче-смазочные материалы в закрытой таре, производить в период пожароопасного сезона очистку мест их хранения от растительного покрова, древесного мусора, других горючих материалов и отделять их противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра;

б)  при корчёвке пней с помощью взрывчатых веществ уведомлять о месте и времени проведения этих работ органы государственной власти или органы местного самоуправления не менее чем за 10 дней до их начала; прекращать корчёвку пней с помощью этих веществ при высокой пожарной опасности в лесу;

в)  соблюдать нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов, утверждаемые Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лиц, использующих леса, и нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов утверждены приказом Минприроды России
от 28 марта 2014 г. №  161), а также содержать средства предупреждения и тушения лесных пожаров в период пожароопасного сезона в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования;

г)  в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара;

-  в соответствии с частью 2 статьи 26 Лесного кодекса подавать ежегодно лесную декларацию. Порядок заполнения и подачи лесной декларации, требования к формату лесной декларации в электронной форме и форма лесной декларации утверждены приказом Минприроды России
от 16 января 2015 г. №  17;

в соответствии с частью 1 статьи 49 Лесного кодекса представлять отчёт об использовании лесов. Порядок представления отчёта об использовании лесов и требования к формату отчёта об использовании лесов в электронной форме, а также форма отчёта об использовании лесов утверждены приказом Минприроды России от 25 декабря 2014 г. №  573;

в соответствии с частью 1 статьи 60 Лесного кодекса представлять отчёт об охране лесов от пожаров. Перечень информации, включаемой в отчёт об охране лесов от пожаров, форма отчёта об охране лесов от пожаров, порядок представления отчёта об охране лесов от пожаров и требования к формату отчёта об охране лесов от пожаров в электронной форме утверждены приказом Минприроды России от 9 марта 2017 г. №  78;

в соответствии с частью 4 статьи 91 Лесного кодекса представлять в государственный лесной реестр в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, документированную информацию, предусмотренную частью 2 статьи 91 Лесного кодекса. Перечень видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условия её предоставления, утверждены приказом Минприроды России
от 30 октября 2013  г. №  464.

Разделом III Правил установлены следующие требования к использованию лесов для ведения сельского хозяйства:

1.  Использование лесов для сенокошения.

Для сенокошения должны использоваться нелесные земли, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления.

В необходимых случаях для сенокошения могут использоваться пригодные для этой цели участки малоценных лесных насаждений, не намеченные под реконструкцию.

2.  Использование лесов для выпаса сельскохозяйственных животных.

Для выпаса сельскохозяйственных животных должны использоваться нелесные земли, а также необлесившиеся вырубки, редины, прогалины и другие, не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления.

Выпас сельскохозяйственных животных не допускается на участках: занятых лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, насаждениями с развитым жизнеспособным подростом;

селекционно-лесосеменных, сосновых, елово-пихтовых, ивовых, твердолиственных, орехоплодных плантаций;

с проектируемыми мероприятиями по содействию естественному лесовосстановлению и лесовосстановлению хвойными и твердолиственными породами;

с легкоразмываемыми и развеиваемыми почвами.

Владельцы сельскохозяйственных животных должны обеспечивать: 

огораживание скотопрогонов или пастбища во избежание потрав лесных культур, питомников, молодняков естественного происхождения и других ценных участков леса;

выпас сельскохозяйственных животных пастухом (за исключением выпаса на огороженных участках или на привязи).

Пастьба коз разрешается исключительно на предварительно огороженных владельцами сельскохозяйственных животных лесных участках или на привязи.

Для осуществления пантового оленеводства (мараловодства) в качестве кормовой базы должны использоваться лесные участки в местах обитания животных, используемых для мараловодства.

На лесных участках, предоставленных для ведения пантового оленеводства (мараловодства), допускается возведение ограждений.

3.  Пчеловодство.

В качестве кормовой базы для медоносных пчёл должны использоваться лесные участки, на которых в составе древесного, кустарникового или травяно-кустарничкового яруса имеются медоносные растения.

Лесные участки для размещения ульев и пасек должны предоставляться, в первую очередь, на опушках леса, прогалинах и других не покрытых лесной растительностью землях.

4.  Северное оленеводство.

При использовании лесов с целью ведения северного оленеводства в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, должны обеспечиваться защита исконной среды обитания этих народов и их традиционный образ жизни в соответствии с Федеральным законом от 30 апреля 1999 г. №  82-ФЗ
«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Для осуществления северного оленеводства в качестве кормовой базы должны использоваться лесные участки в лесных районах, находящихся в пределах лесорастительной зоны притундровых лесов и редкостойной тайги и таежной лесорастительной зоны Российской Федерации.

На лесных участках, предоставляемых гражданам и юридическим лицам для ведения северного оленеводства, должны применяться пастбищеобороты, не приводящие к ухудшению напочвенного покрова и поверхности почвы таких участков.

5.  Выращивание сельскохозяйственных культур и иная сельскохозяйственная деятельность.

Для выращивания сельскохозяйственных культур должны использоваться нелесные земли, а также необлесившиеся лесосеки, прогалины и другие не покрытые лесной растительностью земли, до проведения на них лесовосстановления.

На лесных участках, используемых для выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности, могут применяться химические и биологические препараты.

Следует учитывать, что в соответствии с пунктом 17 Правил запрещается использовать земли, занятой лесными культурами, естественными молодняками ценных древесных пород, селекционно-лесосеменных, сосновых, елово-пихтовых, ивовых, твердолиственных, ореховых плантаций, с проектируемыми мероприятиями по содействию естественному лесовосстановлению и лесовосстановлению хвойными и твердолиственными породами, с легкоразмываемыми и развеиваемыми почвами.

Необходимо отметить, что за нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства предусмотрена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 8.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от двухсот до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 3 статьи 8.26 КоАП РФ размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объёма или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

 

При подготовке настоящего обзора были использованы следующие источники:

Лесной кодекс Российской Федерации;

Водный кодекс Российской Федерации;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Основы лесного законодательства Российской Федерации, введённые в действие постановлением Верховного Совета Российской Федерации
от 6 марта 1993 г. №  4616-1;

Лесной кодекс РСФСР, утверждённый Законом РСФСР
от 8 августа 1978 г.;

Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. №  82-ФЗ
«О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»;

Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 г. №  17;

Положение об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зелёных зон, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. №  1007;

приказ Минприроды России от 30 октября 2013  г. № 464
«Об утверждении Перечня видов информации, содержащейся в государственном лесном реестре, предоставляемой в обязательном порядке, и условий её предоставления»;

приказ Минприроды России от 28 марта 2014  г. №  161
«Об утверждении видов средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативов обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, норм наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов»;

приказ Минприроды России от 25 декабря 2014 г. №  573
«Об установлении Порядка представления отчёта об использовании лесов и его формы, требований к формату отчёта об использовании лесов в электронной форме»;

приказ Минприроды России от 16 января 2015 №  17 «Об утверждении формы лесной декларации, порядка её заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме»;

Состав лесохозяйственных регламентов, порядок их разработки, сроки их действия и порядок внесения в них изменений, утверждён приказом Минприроды России от 27 февраля 2017 г. №  72;

Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства, утверждённые приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21 июня 2017 г. №  314;

Лесоустроительной инструкции, утверждённая приказом Рослесхоза
от 12 декабря 2011 г. №  516;

 

Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки, утверждённые приказом Рослесхоза от 29 февраля 2012 г. №  69.